| Воспоминания об Александре БлокеВ Петербурге осенью 1913 года, в день 
чествования в каком-то ресторане приехавшего в Россию Верхарна, на Бестужевских 
курсах был большой закрытый (то есть только для курсисток) вечер. Кому-то из устроительниц 
пришло в голову пригласить меня. Мне предстояло чествовать Верхарна, которого 
я нежно любила не за его прославленный урбанизм, а за одно маленькое стихотворение 
«На деревянном мостике у края света». Но я представила себе 
пышное петербургское ресторанное чествование, почему-то всегда похожее на поминки, 
фраки, хорошее шампанское, и плохой французский язык, и тосты - и предпочла курсисток. На 
этот вечер приехали и дамы-патронессы, посвятившие свою жизнь борьбе за равноправие 
женщин. Одна из них, писательница Ариадна Владимировна Тыркова-Вергежская, знавшая 
меня с детства, сказала после моего выступления: «Вот Аничка для себя добилась 
равноправия». В артистической я встретила Блока. Я спросила 
его, почему он не на чествовании Верхарна. Поэт ответил с подкупающим прямодушием: 
«Оттого, что там будут просить выступать, а я не умею говорить по-французски». К 
нам подошла курсистка со списком и сказала, что мое выступление после блоковского. 
Я взмолилась: «Александр Александрович, я не могу читать после вас». 
Он - с упреком - в ответ: «Анна Андреевна, мы не тенора». В это время 
он уже был известнейшим поэтом России. Я уже два года довольно часто читала мои 
стихи в Цехе поэтов, и в Обществе Ревнителей Художественного Слова, и на Башне 
Вячеслава Иванова, но здесь все было совершенно по-другому. Насколько скрывает 
человека сцена, настолько его беспощадно обнажает эстрада. Эстрада что-то вроде 
плахи. Может быть, тогда я почувствовала это в первый раз. Все присутствующие 
начинают казаться выступающему какой-то многоголовой гидрой. Владеть залой очень 
трудно - гением этого дела был Зощенко. Хорош на эстраде был и Пастернак. Меня 
никто не знал, и, когда я вышла, раздался возглас: «Кто это?» Блок 
посоветовал мне прочесть «Все мы бражники здесь». Я стала отказываться: 
«Когда я читаю «Я надела узкую юбку», - смеются». Он ответил: 
«Когда я читаю «И пьяницы с глазами кроликов»,- тоже смеются». Кажется, 
не там, но на каком-то литературном вечере Блок прослушал Игоря Северянина, вернулся 
в артистическую и сказал: «У него жирный адвокатский голос». В 
одно из последних воскресений тринадцатого года я принесла Блоку его книги, чтобы 
он их надписал. На каждой он написал просто: «Ахматовой - Блок». (Вот 
«Стихи о Прекрасной Даме».) А на третьем томе поэт написал посвященный 
мне мадригал: «Красота страшна, вам скажут...» У меня никогда не было 
испанской шали, в которой я там изображена, но в это время Блок бредил Кармен 
и испанизировал и меня. Я и красной розы, разумеется, никогда в волосах не носила. 
Не случайно это стихотворение написано испанской строфой романсеро. И в последнюю 
нашу встречу за кулисами Большого драматического театра весной 1921 года Блок 
подошел и спросил меня: «А где испанская шаль?» Это последние слова, 
которые я слышала от него.  * * * В тот единственный раз, 
когда я была у Блока, я между прочим упомянула, что поэт Бенедикт Лившиц жалуется 
на то, что он, Блок, одним своим существованием мешает ему писать стихи. Блок 
не засмеялся, а ответил вполне серьезно: «Я понимаю это. Мне мешает писать 
Лев Толстой». Летом 1914 года я была у мамы в Дарнице, под Киевом. 
В начале июля я поехала к себе домой, в деревню Слепнево, через Москву. В Москве 
сажусь в первый попавшийся почтовый поезд. Курю на открытой площадке. Где-то, 
у какой-то пустой платформы, паровоз тормозит, бросают мешок с письмами. Перед 
моим изумленным взором неожиданно вырастает Блок. Я вскрикиваю: «Александр 
Александрович!» Он оглядывается и, так как он был не только великим поэтом, 
но и мастером тактичных вопросов, спрашивает: «С кем вы едете?» Я 
успеваю ответить: «Одна». Поезд трогается. Сегодня, через 51 
год, открываю «Записную книжку» Блока и под 9 июля 1914 года читаю: 
«Мы с мамой ездили осматривать санаторию за Подсолнечной.- Меня бес дразнит.- 
Анна Ахматова в почтовом поезде». Блок записывает в другом месте, 
что я вместе с Дельмас и Е. Ю. Кузьминой-Караваевой измучила его по телефону. 
Кажется, я могу дать по этому поводу кое-какие показания. Я позвонила Блоку. 
Александр Александрович со свойственной ему прямотой и манерой думать вслух спросил: 
«Вы, наверное, звоните, потому что Ариадна Владимировна Тыркова передала 
вам, что я сказал о вас?» Умирая от любопытства, я поехала к Ариадне Владимировне 
на какой-то ее приемный день и спросила, что сказал Блок. Но она была неумолима: 
«Аничка, я никогда не говорю одним моим гостям, что о них сказали другие». «Записная 
книжка» Блока дарит мелкие подарки, извлекая из бездны забвения и возвращая 
даты полузабытым событиям: и снова деревянный Исаакиевский мост, пылая, плывет 
к устью Невы, а я с моим спутником с ужасом глядим на это невиданное зрелище, 
и у этого дня есть дата - 11 июля 1916 года, отмеченная Блоком. И снова 
я уже после Революции (21 января 1919 г.) встречаю в театральной столовой исхудалого 
Блока с сумасшедшими глазами, и он говорит мне: «Здесь все встречаются, 
как на том свете». А вот мы втроем (Блок, Гумилев и я) обедаем (5 
августа 1914 г.) на Царскосельском вокзале в первые дни войны (Гумилев уже в солдатской 
форме). Блок в это время ходит по семьям мобилизованных для оказания им помощи. 
Когда мы остались вдвоем, Коля сказал: «Неужели и его пошлют на фронт? Ведь 
это то же самое, что жарить соловьев». А через четверть века все в 
том же Драматическом театре - вечер памяти Блока (1946), и я читаю только что 
написанные мною стихи:    | Он прав - опять фонарь, 
аптека, Нева, безмолвие, гранит...
 Как памятник началу века,
 Там этот 
человек стоит -
 Когда он Пушкинскому Дому,
 Прощаясь, помахал рукой
 И принял смертную истому
 Как незаслуженный покой.
 |  1965 |